[главная страница]
[как выбрать] [дом и семья] [авто - мото] [бизнес и работа] [развлечения] [любовь]
[как сделать] [компьютеры] [интернет] [интересное] [спорт] [дети]

как настроить цвета на мониторе


как обезвредить плохие приметы
как обустроить детскую комнату
как жили спартанцы
как к нам пришел день святого валентина


текст: виталий красельников

часто бывает так, что на одном мониторе изображение выглядит вполне приемлемо, а на другом на него без слез не взглянешь – другая цветопередача или контраст делают картинку совсем неприглядной. при выводе изображения на печать проблема становится еще серьезнее. решение одно: откалибровать монитор.

CRT-мониторы (т. е. с электронно-лучевой трубкой) пока в этом плане выглядят более выигрышно, чем жидкокристаллические (LCD) – в первую очередь, из-за независимости их цветопередачи от угла обзора.

в пользу CRT-мониторов говорит и тот факт, что профессиональные и полупрофессиональные модели на основе элт стоят намного дешевле, чем LCD-модели.

профессиональные модели мониторов имеют аппаратные возможности калибровки, также существуют самокалибрующиеся мониторы. а вот мониторы из так называемых офисных серий, бывает, очень трудно поддаются калибровке – все из-за скромных возможности недорогой электронно-лучевой трубки или матрицы.

калибровка монитора может осуществляться несколькими различными способами. во-первых, это регулировка параметров самого монитора, во-вторых, настройка параметров видеокарты, в-третьих, программная подстройка.

трудно сказать, какой способ лучше всего подойдет для конкретного монитора.

перед калибровкой стоит выставить геометрические параметры вашего монитора – размеры и положение изображения по горизонтали, вертикали и проч., чтобы оно было прямоугольным, плоским, с ровными границами, прямыми углами и размещалось точно по центру экрана. для этого можно посоветовать бесплатную программу Nokia Monitor Test, одну из лучших в своем классе. пользоваться ей достаточно просто, поэтому не будем перегружать статью подробными инструкциями. заметим лишь, что для выполнения этих действий монитор обязательно должен быть прогрет.

теперь рассмотрим процесс программной калибровки монитора при помощи популярной и очень простой утилиты Adobe Gamma, устанавливающейся вместе с пакетом Adobe Photoshop. выбор в пользу программной калибровки сделан, поскольку недорогие модели мониторов не обладают широкими возможностями для аппаратной калибровки, а настройки видеокарт различных производителей столь существенно различаются, что описывать их "в целом" смысла не имеет.

кроме Adobe Gamma есть и другие подобные программы, обычно идущие в поставке с монитором (к примеру, "Natural Color" от Samsung или COLORIFIC от LG). принцип работы с ними похож на описанный ниже.

необходимо помнить, что на компьютерые не должно быть загружено больше одной программы для калибровки – в случае одновременной автоматической загрузки нескольких таких программ при старте системы могут возникнуть серьезные искажения изображения.

итак, калибровка. во-первых, убедитесь, что у вас установлена Adobe Gamma и она значится в списке программ для автоматической загрузки. прогрейте монитор около 15--30 минут, чтобы он вышел на свой оптимальный рабочий режим. установите нейтральный серый цвет рабочего стола.

ярлык программы Adobe Gamma находится в "панели управления". после запуска программа спрашивает, как производить калибровку – с помощью мастера (Wizard) или через панель настроек (Control Panel). при первой калибровке проще использовать мастер. в следующем окне программа предложит нам сделать выбор "цветового профиля" (простыми словами, цветовой профиль – это файл с описанием цветовых параметров устройства вывода, таких, как диапазон воспроизводимых цветов, гамма-кривая, точка белого, предназначенная для правильного представления цветов, описанных в графическом файле), от которого мы будем отталкиваться в начале калибровки. уместнее всего здесь было бы выбрать профиль монитора от производителя (из папки windows/system32/spool/drivers/color), но иногда программа его не принимает, в таком случае можно загрузить другой профиль, обычно используют "sRGB Color Space Profile".

теперь начинается сам процесс калибровки монитора. нажимаем "далее", выставляем контрастность монитора на максимум (когда белый квадрат на экране покажется вам именно белым, а не серым). в простейшем случае (на среднестатистическом мониторе) выставляют контрастность на полный максимум. после этого мы изменяем настройку яркости так, чтобы серый квадрат внутри черного стал максимально темным, но в то же время не слился с внешним черным.

затем программа предлагает установить тип люминофора монитора. к сожалению, в инструкциях большинства непрофессиональных мониторов он не указан.

если вы найдете такую информацию, то вам повезло, в противном случае придется пропустить этот шаг, оставив все, как есть.

после этого нам будет предложено настроить правильную гамма-коррекцию. во вкладке снизу устанавливаем Windows Default (если у вас, конечно, Windows), ставим галочку на View Single Gamma Only и перемещением ползунка пытаемся добиться такого его положения, когда серый квадрат сольется с окружающим его полосатым фоном. здесь удобно немного отодвинуться от монитора и прищуриться, чтобы все полоски слились в общий серый тон, после чего процесс настройки упрощается.

настройка гамма-коррекции отдельных цветов требуется редко, и при этом достаточно трудно ее устанавливать на глазок, но если серый цвет, с вашей точки зрения, на деле имеет какой-то оттенок, уберите галочку и выставьте гамма-коррекцию вышеописанным методом для каждого из трех основных цветов отдельно.

выполнив эту операцию, нажимаем "далее" и приступаем к установке цветовой температуры монитора. если монитор позволяет ее изменять (что сейчас не редкость), установите 6500к – как на мониторе, так и в этом окне.

если же вам не известна цветовая температура вашего монитора, можно ее измерить, нажав кнопку Measure и выбирая самый нейтрально-серый квадрат из трех до тех пор, пока программа не вернется к окну программы. также следует учесть, что многие мониторы, на которых не предусмотрены изменения цветовой температуры, настроены на температуру 9300к.

в следующем окне Adobe Gamma необходимо выставить цветовую температуру, которая вам необходима для работы. для дневного освещения характерна температура 6500к, поэтому выставляем именно это значение.

теперь проконтролируем изменения после калибровки. нажмем "далее" и кликнем Before – вы увидите изображение до калибровки, After – после оной.

теперь сохраните полученный профиль. этот профиль будет автоматически сопоставлен с монитором в Windows и будет загружаться при каждом старте системы. утилиту Adobe Gamma из автозагрузки убирать не нужно.

хотя это простейший вариант калибровки монитора "на глазок", следует помнить, что при изменении параметров освещения монитор следует откалибровать заново или загрузить профиль, соответствующий другому освещению.

соответственно, такой профиль "изготавливается" новой калибровкой монитора – в новых условиях.

загрузить профиль удобнее всего через окно Adobe Gamma (не в режиме мастера). стоит учесть, что при других настройках самого монитора (яркости, контрастности, цветовой температуры) профиль "недействителен", поэтому удобно записывать такие параметры в имя профиля.

теперь о том, как правильно пользоваться профилями при обработке изображений – на примере программы Adobe Photoshop.

нажатием сочетания Shift+Ctrl+K в Photoshop откройте меню "цветовые установки", здесь удобнее всего выключить управление цветом "Color Management Off". это, пожалуй, единственный способ избавиться от различий цвета в Photoshop и программах, не поддерживающих профили. правда, при открытии файла Photoshop каждый раз будет спрашивать "как поступить" с файлом, находящемся в другом цветовом пространстве. стоит отвечать "отвергать изменение цветов профайлом" – это 3-я галочка в окне c вопросом.

теперь обработанные изображения будут выглядеть правильно и на других мониторах. это идеальный вариант подготовки фотографий для web, так как они будут восприниматься как файлы в пространстве sRGB.

для печати используются несколько другие приемы, в частности, работа с профилем печатной машины лаборатории или принтера. обычно бывает достаточно конвертировать обработанный файл в такое пространство, это делается из меню "изображение – режим – преобразовать к профилю". но в большинстве мини-лабораторий для печати фотографий принимаются файлы с профилем sRGB, так что, если ваша камера снимает в sRGB, никаких преобразований зачастую делать не нужно.

многие камеры среднего и высокого уровня снимают в Adobe RGB, в таком случае при обработке под печать необходимо согласовать, в каком именно пространстве можно нести файлы для печати с дизайнерами минилаба.

а лучше всего, чтобы файлы, предназначенные для печати, имели прикрепленный профиль.

при сохранении в формат, поддерживающий прикрепление профилей (как, например, jpg), в окне сохранения нужно поставить галочку "ICC профиль", убедившись, что после галочки вписан именно нужный профиль. а просто подставить этот нужный профиль (без преобразований) можно через меню "изображение – режим – назначить профиль". в таком случае испортить картинку неправильной подстановкой профиля можно будет только по грубой ошибке.

источник : газета.Ru