[главная страница]
[как выбрать] [дом и семья] [авто - мото] [бизнес и работа] [развлечения] [любовь]
[как сделать] [компьютеры] [интернет] [интересное] [спорт] [дети]

как развивался кинематограф


как обезвредить плохие приметы
как обустроить детскую комнату
как жили спартанцы
как к нам пришел день святого валентина


своим развитием в течение ста лет кино обязано стандарту. несмотря на то, что кинооборудование претерпело значительное изменение на протяжении этих 100 лет, чудом является сохранение универсального профессионального формата фильма - 35 мм.

если бы кино пошло по пути видео и телевидения с постоянной сменой систем и форматов записи, его развитие постоянно бы откладывалось и не было бы таким успешным. за этот единый формат мы благодарны гению эдисона (Edison). стандарт 35 мм называется стандартом эдисона. в мае 1889 томас эдисон заказал камеру кодак (Kodak) у компании истман (Eastman) и использовал в своих опытах кинопленку 2 3/8" (69,6 мм- прототип современной кинопленки 70 мм).

в последствии диксон (W.K.L.Dickson) в своей лаборатории заказал у истман пленку 34,8 мм. эта была половина стандарта, используемых в камерах истмен. для ее воспроизведения потребовался новый тип проектора - кинетоскопа (Kinetoscope) для просмотра движущихся изображений, записанных на целлулоидную пленку. кинетоскоп был предназначен только для просмотра одним человеком.

фильмы люмьер (Lumiere)

в 1888году проходили лабораторные и публичные демонстрации фильмов, но они носили случайный характер. мало того, в том же 1895 году проходило приличное количество сеансов движущейся фотографии, но их изобретатели, как правило, не знали друг о друге, что послужило впоследствии причиной бесконечных споров о приоритете в кино. почему в этом споре победили братья люмьер? да, просто потому, что их публичные платные сеансы оказались наиболее успешны... с точки зрения коммерции.

люмьеры не появились из неоткуда. братья вместе со своим отцом были руководителями крупной фабрикой фотоматериалов в лионе.

после многократных публичных сеансов происходивших начиная с марта 1895 года люмьер заказывает в мастерских, руководимых карпантье, свой "синематограф". он был одновременно съемочным, проекционным и копировальным аппаратом. и далеко превосходил все ранее созданные. техническое совершенство аппарата и сенсационное содержание новых фильмов люмьера обеспечили им повсеместно триумфальный прием.

но люмьеры не остановились на этом. десятки операторов, обученных люмьером, распространили его аппарат по всему миру. они и создали известность в большей части земного шара слову "синематограф" (или его производным "синема", "сине", "кино" и т. д.), означающему новый вид зрелища. русский царь, английский король, австрийская императорская семья - все коронованные особы хотели видеть новый аппарат и этим создали ему большую рекламу.

в марте 1895 г. братья люмьер представили свой первый проект - синематограф (Cinematographe) - проектор для фильмов формата 35 мм. первый публичный показ был 28 декабря того же года. этот день во всем мире считается днем рождения кинематографа.

первый фильм луи люмьера "выход с завода" носил почти рекламный характер. он впервые демонстрировался на конференции, посвященной развитию фотопромышленности во франции. устремляющиеся к выходу работницы в широких юбках и шляпах с перьями, рабочие, ведущие свои велосипеды, придают в наших глазах этому обычному чествованию наивную прелесть. вслед за рабочими - в карете, запряженной парой лошадей, ехали владельцы фабрики, за которыми привратник закрывал ворота. неожиданно серия этих фильмов оказалась не только семейным альбомом, но и социальным документом, в котором запечатлена жизнь богатой французской семьи в конце прошлого века.

люмьер показывает картину прочного благополучия, и зрители видят себя на экране такими, какие они есть или какими хотели бы быть.

два известных и наиболее популярных фильма луи люмьера - "прибытие поезда" и "политый поливальщик" - намечают пути дальнейшего развития кино. в "прибытии поезда" паровоз, появляясь из глубины экрана, устремлялся на зрителей, заставляя их вскакивать с мест из боязни быть раздавленными.

зрители отождествляли объектив аппарата, его "глаз", со своим собственным глазом. впервые аппарат стал как бы действующим лицом фильма. в этом фильме луи люмьер использовал все возможности, таящиеся в объективе с большим фокусным расстоянием. сначала на экране показали общий план пустого вокзала и рабочего, проходящего с тележкой по перрону. затем на горизонте появляется быстро растущая черная точка. вскоре паровоз занимает почти весь экран, стремительно надвигаясь на зрителей. вагоны останавливаются у платформы. толпа пассажиров направляется к вагонам, и среди них мать люмьера, в шотландской накидке, с двумя внуками. двери вагонов открыты, пассажиры входят и выходят. между ними две невольные "звезды" фильма: молодой крестьянин из прованса, с палкой в руке, и очень красивая молоденькая девушка, одетая во все белое.

увидев аппарат, девушка останавливается в нерешительности, но, оправившись от смущения, проходит перед объективом, чтобы сесть в вагон. крестьянин и девушка были сняты очень крупным планом, чрезвычайно четко. при этом планы не снимались отдельно, а являлись результатом своеобразного варианта "травеллинг" (съемки с движения). съемочная камера не перемещалась, а, наоборот, все объекты изменения точки зрения дает то же разнообразие планов, как и при современном последовательном монтаже.

в общем и целом, поезд стал символом кинематографа. в свое время появление железной дороги вызвало неоднозначные мнения современников (первый грузовой состав прошел в 1808, а первый пассажирский - ливерпуль-манчестер - 15 сентября 1830)."орудие божественной мести и страшного возмездия, возрождающее все дантовы муки" (огюст барбье, 1842). "чудовище, украденное человеком у господина люцифера" (савиньен лапуэнт, 1844). но любопытно, что уже тогда ассоциации с люцифером сочетались с "кинематографическими". "непривычный для человека взгляд с быстро движущегося локомотива вызывал эффект мучительной оптической иллюзии. странный оптический обман вызывал и вид движущегося поезда со стороны. кембл сравнивает испытанное ей ощущение с воздействием оптических эффектов волшебного фонаря". так, виктор шкловский, описывая ранние свои впечатления от фильма про поезд, сообщает: "казалось, что там, в стене, есть другая, движущаяся жизнь, скажем, почти загробный мир". кстати, по фрейду путешествие во сне по железной дороге означает умирание...